вторник, 3 февраля 2009 г.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ


В силу недерективности коучинга и его принципов невмешательства в карту мира клиента и безоценочности суждений, терпимость к убеждениям других людей имеет особое значение для работы коуча. А знание стадий развития толерантности помогут коучу в более глубоком понимании его клиентов.

По мере роста образованности человека растет и его терпимость к убеждениям других людей, и его способность критически анализировать чужие и собственные убеждения. Подобный процесс происходит и по мере духовного развития человека.

Вильям Перри (William Perry) предложил названия стадиям развития толерантности:
- Дуализм (Dualistic)
- Множественность (Multiplicity)
- Релятивизм (Relativism)
- Приверженный релятивизм (Committed Relativism)

Дуализм это убеждение, что мироздание состоит только из двух фундаментальных принципов. Идеи либо хорошие, либо плохие. Правильные либо ошибочные.

На этой стадии человек убежден, что идеи либо абсолютно правильные, либо абсолютно неправильные. Учитель является гуру, советником, экспертом, который знает истину. Истина – вот то, что говорит этот эксперт. Нет ни какого резона слушать людей, которые не являются гуру или экспертами. Только последние знают истину, остальные - нет. Очевидно, в реальной жизни многие из нас никогда не выходят за пределы этой фазы развития. Более того, целые нации могут застрять на этой стадии.

На этой стадии люди соглашаются со всем, что говорят эксперты и не придают значения тому, что говорят все остальные.

На этой стадии истина спускается сверху – от эксперта, гуру, правительства… Человек не может признать возможность истины от рядом находящегося человека, только сверху. И выбора не делает – принимает спущенную с верха истину.

Множественность это стадия, на которой появляется убеждение, что много точек зрения являются одинаково достоверными.

Существует множество идей, есть больше чем одно верное мнение. Точка зрения одного человека имеет такой же уровень достоверности, как и точка зрения другого человека. Нет абсолютов и нет объективных стандартов. На этой стадии человек применяет критицизм ко всему, однако без реального намерения найти истину. Они исследуют идеи и обоснование этих идей, но без реальной убежденности в истинности этих идей. В конце концов, это всего лишь точки зрения. Каждая точка зрения не лучше и не хуже любой другой. Нет абсолютной истины, следовательно, нет вообще никакой истины. Можно принять любую теорию, даже самую странную или придурковатую.

На этой стадии человек обнаруживает много достоверных точек зрения, но не анализирует их и не делает выбора, принимать может любую, но на короткий промежуток времени, очень скоро готов сменить ее.

Релятивизм. (от лат. relativus — относительный) — абсолютизация относительности и условности наших знаний, ведущая к отрицанию возможности познания объективной истины.

Преодолев шок предыдущей стадии, человек обнаруживает, что есть теории, которые работают лучше, а есть теории, которые не работают вообще. Да, нет абсолютных истин, однако некоторые идеи явно лучше других. Они более рациональны. В них больше смысла. Они подтверждаются реальностью. Они позволяют больше узнать о мире и продвинуться дальше в поиске истины.

На этой стадии появляется анализ идей, но все еще нет выбора истины.

Приверженный релятивизм. На этой фазе люди демонстрируют приверженность к постоянному обучению и изучению разнообразных мнений и точек зрения, однако отбор подходящих для себя теорий и идей они производят сами на основании собственных критериев. Они осознают, что жизнь изобилует ресурсами для непрерывного развития, однако в жизни нет гуру и непогрешимых экспертов. Каждый может почерпнуть новое от любого другого, однако некоторые люди, например, профессора или гуру могут дать больше. При этом нет абсолютно точных и полных источников информации. Некоторые теории лучше других, однако, никто не может лишить Вас права самостоятельно решать, что есть наилучшее. Для того, чтобы принять взвешенное решение, Вам следует слушать и учиться у любого доступного источника. Присутствует уважение ко всем теориям, однако нет некритичной убежденности ни в одной. Убежденность основывается на хороших доказательствах.

Личность на этой стадии помнит, какой она была на стадии дуализма, и поэтому выражает уважение к тем, кому еще предстоит поработать, чтобы пройти предыдущие стадии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий