воскресенье, 15 февраля 2009 г.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ


Говорят, люди рождаются для чего-то. Некоторые люди ни­когда не пытаются понять, для чего. Так можно прожить всю жизнь, не задумываясь, зачем. Однако есть какая-то причина, почему мы оказались на земле. Мы должны что-то сделать, внести какой-то вклад. Цель жизни — это не работа и даже не призвание. Это, скорее, самовыражение — круглосуточное, ежедневное, с полной отдачей.

Когда люди живут в соответствии с этими целями, они ощущают наполненность, самореализацию. Они меняют жизнь вокруг себя. Когда же их существование бесцельно, они чувствуют себя вырванными из жизни, не наполненны­ми, потерянными. Однако у любого человека есть цель, даже если он не формулирует её. И даже если человек не может чёт­ко объяснить словами, в чём состоит его цель, он может ска­зать, когда он живёт в соответствии с ней, а когда — нет. Ког­да человек живет бесцельно, у него рождается ужасное ощу­щение бессмысленности, «мертвечины».

Задача коуча — вместе с клиентом разработать формули­ровку смысла и цели жизни, чтобы помочь клиенту осознать своё место в мире. Такая формулировка — как большая нео­новая вывеска, которая помогает ориентироваться тем, кто заблудился или застрял на одном месте. Поскольку это — лич­ная установка каждого клиента, она может быть настолько широкой и настолько изменяемой, насколько этого захочет клиент. Эта установка не может подвергаться критике или насмешкам со стороны других.

Мы выявляем жизненные установки с помощью следую­щих шагов.
1. Коуч предлагает визуализацию или упражнение, которое вызывает яркие впечатления и позволяет клиенту осознать цель своей жизни.

2. Коуч и клиент подробно разбирают визуализацию, пытаясь понять, чего на самом деле хочет клиент. Клиент и коуч — сотрудники. Они устраивают «мозговые штурмы», пытаясь решить общие задачи; работа коуча состоит в том, чтобы слушать и задерживать в памяти все сло­ва, которые появляются во время визуализации. Коуч должен обращать внимание на все повторяющиеся сло­ва и связанные между собой темы. Кроме того, с по­мощью интуиции он должен выявить ключевые слова и фразы. Выявление смысла жизни всегда основано на интуиции. Клиент и коуч вместе подыскивают слова, ко­торые имеют наибольшую силу воздействия. Коуч соби­рает их, повторяет в новых вариациях, чтобы клиент, ус­лышав эти слова, смог сказать, какие из них больше все­го трогают его. Это — начало формулировки смысла. Эта изначальная формулировка, скорее всего, прозву­чит как очень общее заявление, например: «Я хочу, что­бы люди были счастливы», «Я хочу, чтобы отношения у людей складывались лучше».

Проблема с такими общи­ми положениями состоит в том, что они слишком расп­лывчаты, чтобы мотивировать клиента и побуждать его к каким-то конкретным действиям. Поэтому задача коуча — поработать над этой формулировкой вместе с кли­ентом, заставить его сделать её более конкретной. Сформулированное положение должно быть чётким и достаточно сильным, чтобы суметь вернуть клиента к изначальной цели, когда он почувствует себя сбившим­ся с пути. Оно описывает перемены, которые клиент хо­чет принести в окружающий мир, например, сделать так, чтобы люди жили полноценной жизнью.

3. Когда нужное утверждение найдено, следует подыскать метафору, передающую «Цель Жизни». Например, «Я — волшебник...», «Я — маяк...», «Я — динамит...», «Я — камешек в вашем ботинке...», «Я — будильник...». Метафора может передавать действие: «Я бужу лю­дей...», «Я изобличаю ложь...», «Я нахожу скрытую прав­ду. ..», «Я привожу людей домой...».

Стоит помнить о том, что клиентам часто бывает трудно по­дыскать метафору, иносказательный образ.

Кроме того, чтобы сформулировать «Цель Жизни», обычно требует­ся много времени, поскольку она скрыта под множест­вом покровов, которые нужно снять, чтобы добраться до сути. На первом занятии с коучем клиенты обычно находят одну, грубую, но «работающую» версию «Цели Жизни». На то, чтобы отточить ее формулировку, могут уйти месяцы или даже годы. Со временем может изме­ниться и метафора. Пока же цель — найти версию, кото­рую клиент сочтет верной, и довести ее до совершен­ства.

Метафора и вдохновляющее утверждение должны быть краткими — не больше 15 слов — и максимально значимыми для клиента. Утверждение о «Цели Жизни» должно быть сформулировано следующим образом:
Я —_____________________________ (метафора), который
окружающим ___________________________(вдохновляющее утверждение).

Примеры формулировок «Цели Жизни»
Я — маяк, который ведет окружающих к их мечте. Я — динамит, который преображает жизнь окружаю­щих меня людей.
Я — заноза, без которой окружающие забудут о жизни. Я — будильник, пробуждающий людей к свершениям.

Формулировки жизненных целей могут быть патетически­ми, помпезными или банальными. Это совершенно нормаль­но — в конце концов, публиковать их никто не собирается. Эти формулировки нужны коучу и клиенту, чтобы ощутить всю силу «Цели Жизни».

Коуч поддерживает клиен­та и вдохновляет его на создание по-настоящему впечатляю­щей формулировки «Цели Жизни». Совершенно не обяза­тельно, что эта цель будет достигнута, но она должна обладать огромной, неодолимой силой, заставляющей клиента всю жизнь к чему-то стремиться, не застывать без движения.

Задача коуча — вдохновлять клиента, продолжать прояснять формулировку, и, конечно, ориентироваться на «Цель Жизни», когда клиент задастся вопросом, что для него значит «жить полной жизнью».

Комментариев нет:

Отправить комментарий