вторник, 10 февраля 2009 г.

СЛВАРЬ ТЕРМИНОВ КОУЧИНГА


Быть в потоке (dancing in the moment) — взаимодействие с клиентом на очень глубоком уровне, признание сценария развития его жизни, открытость для голоса интуиции и следо­вание за клиентом. Находясь в потоке, коуч готов к любому шагу, который предпримет клиент, и способен следовать в указанном направлении.

Быть союзником клиента (championing) — умение, полез­ное для коуча в случаях, когда клиент сомневается в своих способностях. Но коуч знает, на что в действительности спо­собен его клиент. Коуч находится на шаг впереди, как бы при­зывая клиента со следующей вершины: «Давай! У тебя все по­лучится!».

Видение (vision) — многогранный образ желаемого, а так­же промежуточные цели, которые вдохновляют клиента на конкретные действия, ведущие к претворению этого видения в жизнь. Мотивирующее видение — это мощный, волную­щий и притягательный образ, который постоянно побуждает клиента воплотить мечты в реальность. Видение указывает клиенту направление действий и придает смысл его жизни.

Вмешательство (Intrusion/Taking charge) — вынужденное прерывание, или «пробуждение» клиента, который «разлива­ется соловьем», применяемое коучем время от времени в хо­де сессии. Иногда это бывает резкая, откровенная истина: «Вы обманываете себя». Иногда достаточно просто озвучить происходящее: «Вы избегаете темы». В американском обще­стве вмешательство считается грубым приемом. С точки зре­ния коучинга, это, прежде всего, — прямота по отношению к клиенту, позволяющая ему правдиво оценивать ситуацию и решать вопросы по мере возникновения.

Вызов (challenge) — действия, направленные на то, чтобы клиент вышел за рамки, которые сам себе поставил. Вызов часто побуждает клиента к встречным предложениям, кото­рые всегда больше или смелее, чем его первоначальные наме­рения. Предположим, для развития бизнеса клиенту нужно делать в среднем десять звонков потенциальным покупате­лям в день, а он считает, что и одного звонка много. Коуч бро­сает ему вызов: «Сможешь делать десять звонков в день?». Клиент вносит встречное предложение: «Десять — нет, а вот семь...».

«Гремлин» — термин, введенный Ричардом Карсоном, ко­торый определил его как комплекс мыслительных процессов и чувств, обеспечивающих положение человека в жизни. Хо­тя человеку часто кажется, что «гремлин» защищает его, на самом деле он мешает ему развиваться и не позволяет дос­тичь в жизни желаемого. «Гремлин» неразрывно связан с че­ловеком; он ни плох, ни хорош, он — «гремлин». «Гремлин» теряет над человеком власть, когда тот видит его истинную сущность, рассматривает все возможные варианты действий и сознательно выбирает тот из них, который больше всего ему подходит.

Домашнее задание (homework) — вопрос, задаваемый кли­енту коучем в конце сессии, который предназначен для сти­мулирования клиента к дальнейшему обучению и размышле­нию в период между сессиями. Вопрос обычно затрагивает конкретную ситуацию, с которой работает клиент: «Что вы терпите?», «С чем нельзя смириться?», «Что нужно преодо­леть?».

Жизненный баланс (life balance) — не столько состояние, сколько динамический процесс. Клиент либо приближается к балансу в своей жизни, либо удаляется от него. Задача коуча — помочь клиенту максимально приблизиться к состоянию баланса. Области, которые обычно нужно поддерживать в равновесии, это — карьера, финансы, личная жизнь, отноше­ния с семьей и друзьями, личностный рост, развлечения и от­дых, здоровье и условия жизни. Если какие-то области преоб­ладают в ущерб другим, жизнь становится несбалансирован­ной и неровной.

Интуиция (intuiting) — процесс обращения к внутреннему знанию и принятие такого знания. Интуиция — это получе­ние информации напрямую, без помощи мышления, процесс нелинейный и нелогический. Полученное таким образом зна­ние иногда кажется бессмысленным самому коучу, однако, обычно представляет большую ценность для клиента. Интуи­тивное постижение предполагает способность идти на риск и доверять собственному чутью: «У меня есть предчувствие...», «Интересно, так ли это...».

Конфиденциальность — обязательство коуча не разгла­шать никакую информацию, которой с ним делится клиент. Без четкого разрешения клиента коуч не вправе передавать эту информацию кому бы то ни было. Конфиденциальность — один из столпов коучинга, она обеспечивает чувство безо­пасности и доверие клиентов; на ее основе строятся плодот­ворные взаимоотношения коуча и клиента.
Метафора — иносказание, используемое для иллюстрации описываемых явлений: «Ваш разум, как мячик для пинг-пон­га, прыгает между двумя вариантами действий... Вы уже близ­ки к победе... вперед! Вы можете победить!».

Коуч-пзиция, Мета-формат (meta-view) — взгляд на ситуацию с высоты птичьего полета. Коуч как бы отстраняется от насущных проблем клиента и передает клиенту то, что ему открывается при ясном взгляде на ситуацию со стороны.

«Мозговой штурм» (brainstorming) — навык совместной выработки различных идей клиентом и коучем. Некоторые идеи, предлагаемые во время «мозгового штурма», могут быть нереалистичными. Это творческое упражнение расши­ряет спектр возможных действий клиента. Ни клиент, ни ко­уч не должны цепляться за отдельные идеи.

Неудача (failure) — в данном контексте — отсутствие дос­тижений. Неудачу не следует путать с провалами и ошибка­ми, чем-то плохим или неприличным. Говоря, что кого-то пос­тигла неудача, мы имеем в виду только то, что человек не пре­успел в том деле, за которое взялся. Неудача — это еще одна возможность задуматься над тем, что можно делать лучше, и исправить недочеты. Это, в конечном итоге, подтолкнет нас к цели.

Отмечать (celebrate) — умение, позволяющее коучу усиливать ощущения клиента в различных ситуациях, будь то побе­да или неудача. «Отмечать» не всегда означает «хвалить», ос­новное значение этого словосочетания — привлекать внимание к процессам клиента: «За эту неделю Вы не смогли сде­лать десять звонков... обращаю Ваше внимание на эту неуда­чу», «Ура! Обращаю Ваше внимание на то, что Вам удалось обрести нового клиента!».

Описание происходящего (articulating what is going on) — описание коучем своего видения действий клиента, повторе­ние или зеркальное отражение того, что коуч слышит от кли­ента: «Вы действительно старательно работаете над этим про­ектом, и Вас огорчает то, что Ваши партнеры не проявляют та­кого же тщания».

Оформление альянса (designing the alliance) — заключе­ние союза между коучем и клиентом, обязывающего клиен­та взять на себя свою долю ответственности. «Владея» альян­сом, т.е. рассматривая его как «свой», клиент сможет выстро­ить его так, чтобы он максимально соответствовал поставлен­ным целям и способствовал их достижению. Это достигается формулированием запросов к коучу, построением структуры отношений коучинга и обсуждением оптимальных способов, которые помогут клиенту в обучении и работе.

Планирование и постановка целей — оказание коучем по­мощи клиенту в формулировании того, в каком направлении тот хочет двигаться, и активное наблюдение за его продвиже­нием. Поддержка коуча в планировании и управлении време­нем часто оказывается очень полезной для клиентов, пос­кольку коуч также помогает им развивать собственные навы­ки в этих областях.

Подотчетность (accountability) — контролирование обяза­тельства клиента отчитываться в проделанной работе. Подот­четность определяется тремя вопросами: 1) Что вы собираетесь сделать? 2) В какой срок вы уложитесь? 3) Как я узнаю об этом? Коуч не должен порицать клиентов и давать оценку их действиям. Его задача — убедить клиента следовать собственному видению, выполняя обязательства перед собой, и, соответственно, отчитывается перед коучем о резуль­татах своей деятельности. При необходимости в понятие подотчетности включается также определение новых областей работы клиента.

Подтолкнуть к действию (катализировать действие) (forward the action) — действие, требующее от коуча всех его на­выков, которое побуждает, в свою очередь, клиента к какому-либо действию. Коуч может подтолкнуть клиента к действию просьбой или эффективным вопросом, а также подведением итогов (что позволит добиться конкретных результатов непосредственно во время работы). Коуч может вернуть внима­ние клиента к цели или провести рефреиминг так, чтобы дать клиенту возможность действовать. Подтолкнуть клиента к действию может и признание его заслуг коучем. Наибольший эффект достигается тогда, когда во время сеанса коуч добива­ется того, чтобы клиент на месте предпринял описанные меры. Когда клиент это сделает, коуч должен обратить его вни­мание на этот факт и поддержать клиента.

Признание и принятие (acknowledgement) — обращение к собственному «Я» клиента, к личности, которой ему приш­лось стать, чтобы выполнить любое из намеченных действий или осознать что-то новое. Признание — это выражение зна­ния человеческой природы: «Я ценю мужество, которое Вы нашли в себе, чтобы прийти на эту встречу, зная, какие неп­ростые вещи нам придется сегодня обсуждать».

Просьба (requesting) — один из самых эффективных инструментов коуча. Просьба, сформулированная с учетом интересов клиента, должна подтолкнуть его к действию. В формулировку просьбы включаются конкретное действие, показатель успешности его осуществления и срок исполне­ния. Существуют три возможных ответа на просьбу: «да», «нет» и встречное предложение: «Оплатите ли вы к пятнице телефонный счет?».

Прояснение (clearing) — навык активного слушания, кото­рый может быть очень полезен как самому коучу, так и кли­енту. Иногда клиент оказывается чрезмерно поглощенным какой-либо ситуацией, что мешает ему работать с коучем и предпринимать конкретные шаги. В таких случаях коуч мо­жет помочь клиенту, активно слушая излияния чувств и пе­реживаний своего подопечного. Это активное слушание поз­воляет клиенту временно прояснить ситуацию и абстрагиро­ваться от нее, сосредоточившись на следующих шагах.

Рефрейминг — навык коуча, помогающий клиенту взгля­нуть на ситуацию под другим углом зрения, подавая иным об­разом изначально заданную информацию.
Клиенту только что сообщили, что при отборе кандидатов на очень престижное место работы в высококонкурентной сфере он лишь немного уступил человеку, получившему же­лаемую должность. Клиент очень разочарован, у него появились сомнения в своей профессиональной компетентности. В этом случает рефрейминг поддержит клиента: второе место при столь серьезном конкурсе говорит о высоком уровне рабочих навыков клиента и ценности его профессионального опыта.

Следование сценарию клиента (holding the client's agenda) — одновременно и философская позиция, и навык, которым пользуется коуч. Когда коуч следует сценарию развития жиз­ни клиента, он как будто становится невидимым, то есть отбрасывает свои суждения, мнения и ответы на вопросы клиен­та и сосредоточивает свое внимание на том, чтобы помочь клиенту в достижении внутреннего баланса и реализации его потенциала. Коуч следует за клиентом, не зная правильного ответа, не давая советов, не рассказывая ему, что надо делать. Здесь коучу нужно уделить максимум внимания клиенту и его запросам, а не тому, что он сам «прописал» для него.

Слушание (listening) — процесс, позволяющий коучу обнаружить в речи клиента его видение, определить степень его приверженности собственным целям, понять цель его слов и поведения. Альянс, заключенный коучем и клиентом, позволяет коучу сознательно, внимательно и целенаправленно слу­шать своего подопечного. Слушая, коуч стремится узнать сценарий жизни клиента (а не свой собственный). В ко-активном коучинге прислушивание к собственным мыслям, суждениям и мнениям называется «первым уровнем», слуша­ние клиента — «вторым уровнем», а сознательное слушание-присутствие — «третьим уровнем».

Сообщение по сути (bottom-lining) — навык краткости, ла­коничности, необходимый как клиенту, так и коучу, а также умение быстро получать от клиента важную информацию, не выслушивая его лирические отступления: «Меня чуть инфаркт не хватил, когда я пришел на работу и увидел приказ об увольнении».

Сохранение сосредоточенности внимания (holding the focus) — навык коуча, позволяющий ему помогать клиенту, когда тот найдет верное направление движения или деятель­ности, не отклоняться от этого пути. Часто клиент отвлекает­ся на важные события в своей жизни, сильные чувства, буди­руемые «гремлином», или на множество других вещей, поэ­тому коуч обязан постоянно напоминать своему подопечно­му, на чем должно быть сосредоточено его внимание, и помо­гать ему направить все усилия на реализацию своих целей.

Структурирующие элементы (средства самоорганизации) (structures) — приспособления, напоминающие клиенту о его видении, целях, намерениях и действиях, которые необходимо предпринять. Например, записки, календари, сообщения на автоответчике, будильники и т.д.

Сценарий клиента (client's agenda) — история развития жизни клиента, включающая его жизненную цель, образ же­лаемого будущего, ценности и цели, принципы их достиже­ния и поддержания равновесия — все то, чем является и хочет быть клиент, а также то, что он делает сейчас и хочет делать в будущем.

Умение спрашивать разрешения — навык коуча, позволяющий открыть для коучинга те сферы жизни клиента, кото­рые обычно не принято обсуждать: «Можно, я сообщу Вам одну неприятную истину?», «Вы согласны вместе поработать над этим?», «Можно, я скажу Вам, что я думаю?».

Управление собой (self-management) — способность коуча «исчезнуть», следуя интересам клиента. Коуч должен абстра­гироваться от собственных мнений, предпочтений, оценок и убеждений, чтобы правильно отражать интересы клиента и следовать им. Управление собой — это также способность коуча справиться с «гремлином» клиента. Коуч может помочь клиенту распознать сущность «гремлина» и найти средства для его контроля. Инструментом управления собой как для коуча, так и для клиента служит также прояснение.

Уточнение (clarifying) — умение коуча задавать клиенту уточняющие вопросы, когда его подопечный не может сам ясно описать, чего хочет или в каком направлении движется, или плохо представляет, чего он хочет, или находится в заме­шательстве. Этот навык сочетает в себе умение задавать воп­росы, описывать происходящее и проводить рефрейминг. Он особенно важен на вводной сессии.

Формирование доверия (creating trust) — умение коуча создавать атмосферу доверия и безопасности в отношениях коучинга, поддерживая конфиденциальность, обсуждая воп­росы безопасности, позволяя клиентам требовать то, что им нужно, говоря им правду, активно слушая то, что они расска­зывают.

Цели — желаемый результат той или иной деятельности клиента. Цели оказываются наиболее полезными, если они конкретны, измеримы, ограничены определенным сроком в их достижении, известны окружающим (что, с одной сторо­ны, обеспечивает клиенту поддержку, а с другой — не дает ему пренебрегать ими). Кроме того, важно, чтобы клиент вла­дел целями, к тому же они не должны быть слишком легко-достижимыми.

Цель Жизни — то, ради чего человек живет на земле. Кем человек стремится стать? Чего хочет создать? Это базовое ут­верждение, напоминающее, кем он является и как изменяет мир вокруг себя. Жизнь, подчиненная выполнению данной цели, наполнена смыслом, естественна и радостна. Если о жизненной цели забыть, человеку часто начинает казаться, что он живет впустую, мучительно и бессмысленно.
Ценности — основополагающие принципы в жизни чело­века, свидетельствующие о том, кем он является в данный конкретный момент. Люди часто смешивают понятия цен­ности и морали. Ценности не выбирают. Это нечто, идущее изнутри.

Эффективные вопросы (powerful questions) — ключевые вопросы коуча, позволяющие добиться ясности, спровоциро­вать действие, совершить открытие, достичь инсайта или принять окончательное решение. Эти вопросы открывают новые возможности, новые знания, новое, более четкое, ви­дение ситуации. На них нельзя ответить «да» или «нет». Коуч строит вопрос, следуя интересам клиента, и таким образом либо подталкивает его к какому-то действию, либо позволяет узнать нечто новое: «Чего Вы хотите», «Чего Вам это будет стоить?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий